Сегодня мы с Вами поговорим о существующем многообразии форматов воспроизведения звука в современном аудио-мире, об их особенностях, преимуществах, а также о том, что нужно знать и учитывать при выборе оптимального варианта домашнего акустического оформления.

Наиболее широко распространенной и используемой является стерео акустика. При проигрывании через эти звуковые системы используют две колонки, воспроизводящие левый и правый звуковой канал. Невзирая на свою простоту, данный тип акустических систем великолепно справляется с воспроизведением музыки и по сути своего конструкционного исполнения не такой уж и простой. В линейке Hi-End стерео акустики используются весьма дорогостоящие и сложные в исполнении модели громкоговорителей топовых и всемирно известных компаний, таких как Bowers&Wilkins, Dali, Dynaudio, Polk Audio, Canton и других. Хорошая и качественная стерео акустика, подключенная к соответствующему усилителю или ресиверу – это наиболее оптимальный вариант для широкого круга аудиофилов.

Но что делать, если вы хотите у себя дома спроектировать домашний кинотеатр, где будете смотреть фильмы на большом экране и погружаться в атмосферность происходящих там масштабных сцен, играть в современные электронные игры и досконально ощущать развитие сюжетной линии, будто вживую окунувшись в виртуальный мир? В этом случае Вам совершенно не обойтись без объемного многоканального звука.

Давайте рассмотрим существующее на сегодняшний день разнообразие форматов многоканального звука и их особенности, а также озвучим основные определения многоканального объемного «мира».

Звук, который при воспроизведении разделяется больше, чем на два канала, носит название многоканальный. Некоторые его так же называют объемным, что тоже правильно.

Основной принцип этого формата воспроизведения звука, как уже понятно из его названия, заключается в том, что каждому конкретному направлению звучания соответствует свой выделенный канал с отдельным независимым громкоговорителем, который имеет свое строго ориентированное в пространстве расположение и направление. Основные полно-диапазонные каналы в объемном способе звучания – это левый, правый, центральный (может также иметь дополнительно левый и правый), боковые левый и правый и в зависимости от формата несколько тыловых каналов. Также в развернутых системах объемного звука могут добавляться дополнительные каналы в каждом направлении звучания и даже в потолочной области по периметру помещения домашнего кинотеатра. Отдельным дополнительным улучшением в любом варианте многоканальной акустической системы, способным значительно украсить и расширить низкочастотную базу, будет служить использование дополнительного низкочастотного громкоговорителя – сабвуфера (его частотный диапазон 2-120 Гц).

Многоканальный звук может быть:

дискретным – звук каждого канала записывается отдельно и не пересекается с другими потоками;

матричным – звуковая информация записывается на определенное число каналов и впоследствии методом цифрового декодирования разбивается на необходимое большее их количество;

а также может отличаться по степени и методу сжатия при записи, что в итоге сказывается на качестве воспроизводимого звука.

Для любой многоканальной системы необходим соответствующий декодер, который сможет правильно и точно сопоставить каждому каналу соответствующий звуковой поток.

Давайте перечислим существующие на сегодняшний день основные многоканальные форматы декодирования звука.

Dolby Stereo – формат кодирования в котором декодер разбивает закодированный двухканальный звук на 3 канала – центр + левый канал + правый канал, получая при этом на выходе 3.0 – аудио сигнал.

Dolby Surround – формат кодирования в котором декодер разбивает закодированный двухканальный звук на 4 канала – центр + левый канал + правый канал + тыловой канал, получая при этом на выходе 4.0 – аудио сигнал.

Dolby Surround Pro Logic – формат кодирования в котором декодер разбивает закодированный двухканальный звук на 5 каналов – центр + левый канал + правый канал + тыловой левый канал + тыловой правый канал, получая при этом на выходе 5.0 – аудио сигнал.

Dolby Pro Logic II – формат кодирования, по функциональности являющийся усовершенствованным вариантом формата Dolby Surround Pro Logic, в котором декодер разбивает закодированный двухканальный звук на 5 каналов – центр + левый канал + правый канал + тыловой левый канал + тыловой правый канал, а также добавляет дискретный канал для низкочастотника, получая при этом на выходе 5.1 – аудио сигнал. Имеет возможность переключения на разные звуковые настройки для воспроизведения музыки или фильмов.

DTS NEO:6 – многоканальный формат звучания, который позволяет декодером разделить матричный двухканальный сигнал максимально на шесть каналов и получить на выходе 5.1 или 6.1 звук.

Dolby Pro Logic IIx – формат кодирования, по функциональности являющийся усовершенствованным вариантом формата Dolby Pro Logic II, в котором декодер превращает закодированный двухканальный либо 5.1 звук в 6.1 или 7.1 формат, добавляя соответственно один или два тыловых канала. Встроена функция дополнительной настройки звука для прослушивания фильмов, музыки или игр.

Dolby Pro Logic IIz – добавляет дополнительно 2 передних верхних канала, делая звучание в Вашем домашнем кинотеатре более объемным и реалистичным. Здесь происходит декодирование пространственного сигнала из стерео, 5.1 или 7.1 контента и направление соответствующих эффектов и звуков на передние верхние громкоговорители, тем самым создавая 7.1 или 9.1 канальную систему. При желании можно оставить 5.1 канальную систему, а два дополнительных канала усилителя использовать в другой комнате для стерео динамиков.

Dolby Digital – наиболее распространенный на сегодняшний день цифровой формат кодирования в котором декодер разбивает закодированный двухканальный звук на 5 каналов – центр + левый канал + правый канал + тыловой левый канал + тыловой правый канал, а также добавляет дискретный низкочастотный канал для сабвуфера, получая при этом на выходе 5.1 – аудио сигнал.

DTS – формат, который по своему качеству и функционалу немного превосходит своего конкурента Dolby Digital благодаря тому, что имеет меньшую степень сжатия звука, что положительно отражается на его качестве. При декодировании стерео сигнала позволяет получить на выходе 5.1 канальный звук.

DTS 96/24 – формат кодирования, аналогичный DTS, но с более высокими качественными характеристиками получаемого многоканального 5.1 звука – 96 кГц и 24 бита. 

Dolby Digital EX – формат кодирования, который наряду с матричным декодированием стерео канала в 5.1 добавляет дискретные центральный и задний каналы.

DTS ES – очередной формат от компании Digital Theater System с добавленным дополнительно задним центральным каналом. В свою очередь этот формат имеет две модификации. DTS ES Matrix 6.1, где центральный задний канал матричный, и DTS ES Discrete 6.1, в котором используется дискретный (независимый) задний канал.

Dolby Digital Surround-EX – многоканальный формат кодировки, аналогичный Dolby Pro Logic II, но дополненный дискретным задним каналом, превращающим систему из 5.1 в 6.1 и делающий ее еще более реалистичнее.

Dolby Digital Plus – «прокачанная» версия многоканального кодирования с увеличенным битрейтом, дискретными каналами, поддержкой 7.1, наличием совместимости с Dolby Digital, поддержкой HDMI и другими улучшениями.

DTS-HD High Resolution Audio – формат кодирования аудио данных высокого разрешения, представляющий собой усовершенствованную версию обычного DTS с максимальной поддержкой конфигурации 7.1. Способен воспроизводить звук с параметрами 96 кГц / 24 бита и скоростью потока до 6 Мбит/с. Имеются потери качества звука при сжатии.

DTS-HD Master Audio – формат кодирования аудио данных высокого разрешения с максимальной поддержкой конфигурации 7.1. Способен воспроизводить звук с параметрами: для 7.1 – 96 кГц / 24 бита, для 5.1 – 192 кГц / 24 бита и скоростью потока до 24 Мбит/с. Не имеет потерь качества звука при сжатии.

Dolby True HD – аналог формата DTS-HD Master Audio от компании Dolby. Особенности: сжатие аудио-данных без потерь качества, поддерживаемое число каналов – 8 (7.1) (максимально – 14 каналов), скорость потока до 18 Мбит/с, параметры звука 192 кГц / 24 бита. Данный формат кодирования широко применяется в Blu-ray дисках.

Dolby Atmos – формат объемного звука, который пошел дальше ограничения каналами звучания и приобрел трехмерность, окружая слушателя со всех сторон, озвучивая отдельно каждый объект аудио сигнала и привязываясь к его пространственному расположению. Устройства, поддерживающие данный формат максимально точно погружают Вас в реалистичность происходящих звуковых сцен. Если у Вас установлены громкоговорители в обычных конфигурациях (5.1, 7.1 и т.п.), достаточно просто приобрести соответствующий ресивер с поддержкой Dolby Atmos и дополнительные потолочные динамики. После первоначальной калибровки оборудования, вы получите современный домашний кинотеатр с полноценной поддержкой трехмерного звука. Вариативность конфигурирования оборудования в формате Dolby Atmos практически неограниченна, о чем свидетельствует его способность к одновременной обработке до 128 звуковых объектов и поддержка до 64 независимых громкоговорителей. Dolby Atmos поддерживает весь спектр многоканальный конфигураций, начиная от 5.1 + 2 и заканчивая 11.2.

DTS:X – аналог объектно-пространственного формата звука Dolby Atmos, разработанный компанией DTS. Данные форматы являются между собой конкурентами, имеют аналогичный алгоритм обработки процессором звуковых сцен с привязкой непосредственно к объектам, а не к каналам и расчетом оптимального распределения вывода звука в пространстве помещения кинотеатра. DTS:X также поддерживает все конфигурации многоканального звука от 5.1 до 11.1 с возможностью постепенного апгрейда имеющейся системы методом до укомплектовывания дополнительной акустикой.

Что выбрать для домашнего кинозала?

С таким разнообразием существующих форматов кодирования многоканального звука, становится актуальной задача выбора оптимального варианта наиболее подходящей аудио системы для установки в персональный домашний кинозал. На чем следует остановить свой выбор?

Во многих случаях следует сначала отталкиваться от основного критерия – финансовая составляющая.

Если с этим у Вас все в порядке, то однозначно необходимо подбирать оборудование, которое будет идти в ногу со временем и даже опережать его. Ведь научный прогресс уже не просто не стоит на месте, а бежит семимильными шагами вперед. И то, что казалось удивительным ноу-хау вчера, на сегодняшний день уже даже ни кого не удивляет. Поэтому, однозначно необходимо ставить современную звуковую систему 3D объектно-пространственного звука, оснащая ее качественным усилителем или ресивером, дополняя необходимым количеством громкоговорителей, запастись разнообразным контентом (фильмами, концертами, играми и прочим), записанным с поддержкой соответствующего формата и наслаждаться, погрузившись в реалистичный виртуальный мир.

Если же Вы в настоящее время Ваши финансовые инвестиции, направленные на оснащение персонального кинотеатра, ограничены различными дополнительными факторами, то Вы можете ограничиться хорошей системой формата 5.1, а в перспективе уже расширить ее по мере своих возможностей и желаний.

В любом случае, мир объемного звука, которым Вы захотите оснастить свой домашний кинозал, похож на конструктор, где всегда есть свобода к экспериментам, пробам, фантазиям и творчеству.